Позднее Ctrl + ↑

Лендинг не продаёт. Не только лишь лендинг продаёт!

Сломался чайник на кухне. Ваша задача — купить новый. Как вы выбираете электрический чайник?

Первый вариант

Погуглили. Увидели лендинг в интернете — тут же нажали на «Купить прямо сейчас» и оплатили заказ.

Второй вариант

Увидели рекламу по телевизору, друг посоветовал, на работе услышали, у родственников такой же стоит, погуглили в интернете, увидели рекламу в Инстаграме, увидели баннер на дороге, посмотрели отзыв на Ютубе, прочитали партнёрскую статью «Как выбрать электрический чайник» или просто пришли в магазин — консультант подсказал. Это человеческий путь к покупке. Пункты можно расположить в любом порядке и необязательно все. Для разных людей окончательным решением чайничного вопроса может оказаться любой из этих факторов. Человек не принимает решения на основе только лендинга.


Лендинг, статья, заметка в Инстаграме — это просто одни из источников информации для покупателя. Ну а если сам продукт говно, никакой лендинг или статья не спасут.

Для чего нужен лендинг, как вам кажется? Были случаи, когда вы купили что-то прямо на лендинге? Что это было? Как вас убедили купить прямо сейчас?

Когда букв слишком много

Редактор заботится не только о фактах, иллюстрациях, синтаксисе, но и о вёрстке. Выразительная вёрстка привлечёт читателя и проведёт за руку. Базовый элемент вёрстки — строка. Чем длиннее строка, тем труднее читать текст. Во время чтения глаз человека проходит путь до конца строки, возвращается в начало и переходит на следующую строку. Если строки слишком длинные, глаза могут теряться в тексте.

Текст выглядит как монолитный столб:

Герман Гессе, «Игра в бисер»

Благодаря широким полям и коротким строкам текст не выглядит пугающе:

Патрик Оуржедник, «Европеана»

Детские книжки привлекают внимание вёрсткой. Лёгкие абзацы, текст занимает совсем малую площадь по сравнению с иллюстрациями:

А. И. Введенский, «Железная дорога»

Правило работает и для экрана. Для удобства читателя текст в вебе занимает 60—70 процентов от ширины страницы.

Тире и дефис

Тире и дефис — это разные знаки препинания. Писать их на бумаге легко: берешь и проводишь черту длиннее или короче. Но как их писать на компе? В Ворде я делал так: ставил пробел после дефиса, а Ворд автоматически удлинял черту. Но даже так получается не тире, а короткое тире. И вообще, так делать это тупо.
А если не в Ворде, а в Фейсбуке? Вот так, например: - — —

Комбинация клавиш для Виндоус

Дефис: кнопка «-»
Короткое тире: Alt+0150
Тире: Alt+0151

Комбинация клавиш для Мака

Дефис: кнопка «-»
Короткое тире: Alt+ «-»
Тире: Shift+Alt+ «-»

Раньше я так не умел, но на работе показали. Теперь бесят эти дефисы, исполняющие обязанности тире. А наши СМИ до сих пор не умеют, не знают и не задумываются.

Друзья советуют типографскую раскладку Ильи Бирмана

Как применяются знаки

Дефис: «ковер-самолёт», «Москва-река»
Короткое тире: «1941—1945»
Тире: «Астана — столица Казахстана»

Как копирайтер добивается человечности в интерфейсе

Окно музыкального сервиса Apple Music

Нравится, как Эпл указывает длительность альбома в человекочитаемом формате:

На самом деле длительность альбома — 47 минут 19 секунд. Копирайтер, который не заботится об удобстве читателя, напишет «Длительность: 47:19». Но 47 чего? Вдруг это 47 часов 19 минут? Что если альбом длится больше часа? 1:45:34? Это уже код, понятный только компьютеру и аудио-плееру. Это ребус, который должен разгадывать пользователь.

Нормальный копирайтер сделает работу за читателя. Просто: «47 минут». Вот и пропала необходимость писать слово «длительность», да и секунды никого не интересуют — всё это мусор. Человеку нужна длительность альбома, чтобы собрать плейлист для длительной поездки, спланировать вечеринку или подготовиться к утренней пробежке. Когда мы советуем музыку другу, то говорим: «Послушай новый альбом, там примерно 40 минут. Как раз на твою поездку в метро».

Другие примеры

Не надо так Уже лучше
Ваши данные успешно отправлены Заявка отправлена
Статус заявки: исполнен Документы готовы
Авторизоваться Войти

Что ещё вас бесит в интерфейсах? Пишите в комментариях.

Редактор убирает мусор

Информационный мусор на веб-странице перегружает её визуально, у читателя в глазах рябит. Мусор в текстах усложняет предложения и абзацы. В таком тексте трудно ориентироваться, текст невозможно прочитать по диагонали. С перегруженной страницы хочется поскорее убраться.

Объясню, что имею в виду. Проведём три чёрные полосы.

На самом деле здесь не три полосы, а пять: три чёрные и две белые. Так на странице ненужные элементы порождают бардак. Так устроены и таблицы, задача которых как раз упорядочивать. Линии делят данные на столбцы и ряды, но сами по себе информации не содержат. Чем толще линии, тем труднее глазу продираться сквозь прутья таблицы.

Таблица из статьи на Википедии. Линии в этой таблице вовсе не нужны

Уберём линии, а элементы в ячейках выровняем по верху и по левому краю:

Фамилия Имя Отчество
Пашков Сергей Владимирович
Лобанов Петр Богданович
Воронов Святослав Владимирович
Левицкий Анатолий Алексеевич
Кузнецов Роман Осипович
Ярошко Сергей Адамович

Уже легче. И без линеек понятно, где имя, а где фамилия.
Продолжим облегчать конструкцию, потому что копирайтер и редактор прежде чем делать таблицу, думают, можно ли обойтись вообще без неё. В конкретно нашем случае с преподавателями можно. Нет смысла подписывать столбцы, потому что из заголовка понятно, что это преподаватели, а у преподавателей, как и у любых других людей, разные имена и фамилии. Задача сводится к простому немаркированному списку.

Преподаватели кафедры программирования:

  • Пашков Сергей Владимирович,
  • Лобанов Петр Богданович,
  • Воронов Святослав Владимирович,
  • Левицкий Анатолий Алексеевич,
  • Кузнецов Роман Осипович,
  • Ярошко Сергей Адамович.

Другие примеры мусора

На странице Яндекса 20-летней давности переизбыток линеек. Разделительные линии разной толщины по всей ширине страницы, горизонтальные полосы разных оттенков серого создают эффект тесноты и грязи:

В 2020-м дизайнеры Яндекса так не делают. Страница делится на смысловые блоки аккуратной вёрсткой:

В новостной ленте Тенгриньюс тоже можно обойтись без перегородок:

Музыка, наложенная на интервью, жутко бесит. В заставке можно, но на протяжении всей программы — нет! Зритель приходит ради интервью, а не дурацкого зацикленного мотива.

Клетка в блокноте слишком агрессивная. Она будет спорить с написанным.

Считаю, что мусором могут быть и слова в тексте, но об этом потом.